Затея Гуэля: инвестиции в недвижимость

В рубриках: Парк Гуэль

Потеря Каталонией своих колониальных рынков после кубинского кризиса 1898 года имела серьезные экономические последствия. Спад промышленного производства вынудил текстильных магнатов, таких, как Гуэль, искать альтернатив­ные объекты вложения капитала. Одним из воз­можных средств выхода из кризиза были вложе­ния в недвижимость. В 1900 году Эусебио Гуэль решил воплотить в жизнь грандиозный план, рассчитывая на талант и трудолюбие своего лучшего друга Антонио Гауди… Гуэль, который в то время увлекался утопическими идеями «идеального поселения", вознамерился превратить унылую гору в зеленую загородную зону. Здесь, по его задумке, должны были появиться сорок домов с садами, удобными дорожками, полянами для игр и отдыха.

Поначалу ни о каком парке не было и речи. Гуэль хотел построить целый пригород, откуда открывался великолепный вид на красавицу Барселону, для того, чтобы продавать дома на этой территории состоятельным горожанам. Идея построить невероятной красоты парк возникла из-за чисто коммерческих интересов Гуэля. Парк должен был сделать непривлекательный участок, желанным местом для проживания богатых жителей города, точнее возведённая на новом месте недвижимость должна была стать самой дорогой и престижной. С коммерческой точки зрения эта затея в конечном итоге провалилась.

29 июля 1899 года Гуэль приобрел ферму на западной окраине Барселоны, которая распола­галась на Монте Пилада — Лысой горе — прямо над Грасиа. После покупки прилегающей фермы Can Coll i Pujol площадь Парка Гуэль достигла пятнадцати гектаров. Идеи как хозяина, так и ар­хитектора относительно этого участка были до­статочно передовыми. Парк Гуэль должен был стать частной парковой зоной города.

Проект представлял собой социальный экспе­римент, совсем непохожий на Колонию Гуэль. Рабочим требовалось относительно небольшое пространство, а парк предлагал окружение из зе­лени, дорожки для прогулок с деревьями по обе стороны, аллеи и беседки для развлечения своих богатых обитателей.

Топография участка с самого начала наложи­ла на планировку парка определенные ограничения. Нижняя точка участка находилась на уровне ста пятидесяти метров над уровнем моря, а верх­няя — на уровне двухсот десяти метров, что требо­вало нестандартного решения прокладки дорог, тропинок и расположения участков под застрой­ку. Извилистая планировка по форме напомина­ла сжатую пружину. Гауди решил не вырубать растительность, оставив практически нетронутой необычную эстетику этого места. И вновь выбор архитектора остановился на треугольнике как на единственной фигуре, достаточно гибкой, чтобы можно было распланировать шестьдесят участ­ков под застройку, каждый размерами от одной до двух тысяч квадратных метров. Планирова­лось создать независимую общину, защищенную высокими стенами, воротами и домиком при­вратника.

Парк Гуэль был спроектирован таким образом, чтобы его обитатели прониклись каталонским духом и каталонскими добродетелями. Теперь Гауди утверждал, что географическое положение Каталонии и ее расположение по отношению к солнцу глубоко символичны. Он с жаром заяв­лял: «Место добродетели — середина; Средизем­ное море лежит в центре земли. На его берегах с их средним освещением — солнечные лучи па­дают под углом 45 градусов, что наилучшим об­разом очерчивает предметы и раскрывает их форму, — расцвели великие художественные культуры — именно благодаря этому сбалансированному свету, не слишком яркому и не слиш­ком тусклому. Эти две крайности ослепляют, а слепой человек не способен видеть. В районе Средиземного моря обретается та ясность видения, которая свойственна истинному искусству. Наша пластическая сила заключена в балансе между чувствами и логикой; северные расы обу­реваемы чувствами, которые душат их, а недоста­ток ясности порождает фантазии; в то же время южные народы из-за избытка света пренебрегают разумом и порождают чудовищ. Как недостаток ясности, так и ослепительный свет не дают лю­дям хорошо видеть, и их дух абстрактен. Среди­земноморское искусство всегда будет превосхо­дить нордическое, потому что оно посвятило себя наблюдению за природой; северные народы создают в лучшем случае милые, но незначитель­ные работы, и именно поэтому они покупают средиземноморские произведения; взамен же они наделены аналитическими способностями, тяготеют к наукам и промышленности».

Этноцентрические теории нашли отражение в проекте Гауди. Потенциальные покупатели стал­кивались, как выяснилось при составлении дого­вора с Мартином Триасом (владельцем одного из двух проданных участков), с целым списком ог­раничений. Дом должен был располагаться в глу­бине участка, не заслоняя вид на Средиземное море, но так, чтобы не загораживать располо­женный выше дом. Стена по периметру каждого участка не должна превышать 80 сантиметров. Был составлен детальный договор, чтобы избе­жать распространения промышленности, как это произошло в центре города и Эйшампле: «Покупатель или его наследники ни при ка­ких обстоятельствах не имеют права выделять участки под фабрики, мастерские, печи для об­жига кирпича или пекарни, кузницы, больницы, лечебницы, санатории, гостиницы, постоялые дворы, рестораны, общежития, кафе, кондитер­ские, закусочные, магазины, склады для алкого­ля и взрывчатых веществ, амбары, а также зани­маться любого рода производством, торговлей или ремеслом».

У статьи еще нет ни одного комментария. Автору будет приятно, если вы оставите свое мнение, это не займет много времени!